[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » СПбГЭТУ (ЛЭТИ) » История » Семинары » Тема 1. Теория и методология исторической науки
Тема 1. Теория и методология исторической науки
CreatorДата: Вторник, 22.11.2016, 10:59 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 289
Репутация: 6
Статус: Оффлайн
История – комплекс общественных и гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, с целью познания настоящего и определения перспектив будущего.
Функции истории
  • социальной памяти (способ идентификации и ориентации общества, личности, накопление и сохранение обществом опыта предшествующих поколений, сведений о значимых событиях прошлого, достижений мировой культуры);
  • познавательная (изучение исторических фактов, выявление закономерностей исторического развития);
  • воспитательная (формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств, воспитывающее воздействие на поведение человека через исторические факты и события, источник моральной ориентации);
  • практически-политическая (помогает вырабатывать современные стратегии и научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений, применять конкретные исторические уроки в практической деятельности правительств, партий и отдельных лиц);
  • прогностическая (показывает тенденции общественного развития в будущем);
  • мировоззренческая  (формирует систему обобщенных взглядов на мир, общество, законы их развития).


Вспомогательные исторические науки и дисциплины
Специальные исторические науки:
  • археология (изучает историческое прошлое человечества по вещественным источникам),
  • этнография (изучает происхождение, расселение, культурно-бытовые особенности народов (этносов)).


Вспомогательные исторические дисциплины:
  • палеография (история письма, закономерности его развития и памятники древней письменности),
  • генеалогия (сведения о происхождении и родственных связях фамилий и родов),
  • геральдика (гербы, традиции и практику их использования),
  • сфрагистика (печати и их оттиски на различных материалах),
  • метрология (историческое развитие употреблявшихся в прошлом мер длины, площади, объёма, веса),
  • нумизматика (развитие монетной чеканки и денежного обращения),
  • источниковедение (исторические источники и методика их изучения),
  • историография (становление и развитие исторической науки, методы, приемы исторического исследования).


Исторические источники, все, что создано человечеством, несет информацию о различных сторонах жизни и является основой для научного познания:
  • вещественные – предметы материальной культуры(орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, оружие, одежда, украшения, монеты и др.), в том числе найденные археологами;
  • письменные – рукописные и печатные источники (делятся на официальные (законодательные (указы, постановления, декреты), летописные (летописи, хроники, исторические повести), документальные (частные и государственные договоры,экономические или политические сделки и т.п.), дипломатическаявоенная и статистическая документация) и неофициальные (мемуарыдневникиписьма);
  • изобразительные – наскальные рисунки, иконы, картины, плакаты и т.п.;
  • этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки древнего быта различных народов;
  • лингвистические – географические названия, личные имена и т.д.
  • кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы, связанные с развитием техники.


Методы изучения истории
Метод - совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания:
  • сравнительный (сравнительно-исторический) - сопоставление исторических объектов и явлений в пространстве, во времени, выявление сходства и различия между ними (синхронное (одновременные явления) и диахронное (разновременные явления) сравнение;
  • системный  - раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов;
  • типологический - классифицирует исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков;
  • ретроспективный (историко-генетический) - выявляет причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры), обеспечивает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений);
  • идеографический - описание исторических событий и явлений);
  • синхронный - изучение различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявление сходства и различий между ними;
  • проблемно-хронологический - изучение последовательности исторических событий во времени.
  • принцип историзма как основной для исторической науки.


Методологические подходы исторического познания
Методология - учение о способах исследования,освещения исторических фактов, научного познания:
  • субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;
  • географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш.Монтескье);
  • рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;
  • теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат деятельности мирового духа;
  • эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма  к истории общества Э. Тейлор);
  • марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальных благ (основоположники - К. МарксФ. Энгельс, в России - Г.В. Плеханов);
  • цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. ДанилевскийО.ШпенглерА. Тойнби).


Историография отечественной истории
  • Татищев В.Н. (1686-1750) – родоначальник российской исторической науки, создал первый обобщающий обзор русской истории до XVII в. («История Российская с самых древнейших времен»в 5 тт.);
  • Ломоносов М.В. (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположник антинорманской теории происхождения Древнерусского государства;
  • Карамзин Н.М. (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории», автор 12-томной «Истории государства Российского»;
  • Соловьев С.М. (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен»;
  • Ключевский В.О. (1841-1911) – исследователь и популяризатор истории, автор «Курса русской истории»;
  • Покровский М.Н. (1868-1932) – историк-большевик, родоначальник марксистской концепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.
 
Форум » СПбГЭТУ (ЛЭТИ) » История » Семинары » Тема 1. Теория и методология исторической науки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: