Creator | Дата: Вторник, 22.11.2016, 10:59 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 289
Репутация: 6
Статус: Оффлайн
| История – комплекс общественных и гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, с целью познания настоящего и определения перспектив будущего. Функции истории- социальной памяти (способ идентификации и ориентации общества, личности, накопление и сохранение обществом опыта предшествующих поколений, сведений о значимых событиях прошлого, достижений мировой культуры);
- познавательная (изучение исторических фактов, выявление закономерностей исторического развития);
- воспитательная (формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств, воспитывающее воздействие на поведение человека через исторические факты и события, источник моральной ориентации);
- практически-политическая (помогает вырабатывать современные стратегии и научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений, применять конкретные исторические уроки в практической деятельности правительств, партий и отдельных лиц);
- прогностическая (показывает тенденции общественного развития в будущем);
- мировоззренческая (формирует систему обобщенных взглядов на мир, общество, законы их развития).
Вспомогательные исторические науки и дисциплины Специальные исторические науки:
- археология (изучает историческое прошлое человечества по вещественным источникам),
- этнография (изучает происхождение, расселение, культурно-бытовые особенности народов (этносов)).
Вспомогательные исторические дисциплины:
- палеография (история письма, закономерности его развития и памятники древней письменности),
- генеалогия (сведения о происхождении и родственных связях фамилий и родов),
- геральдика (гербы, традиции и практику их использования),
- сфрагистика (печати и их оттиски на различных материалах),
- метрология (историческое развитие употреблявшихся в прошлом мер длины, площади, объёма, веса),
- нумизматика (развитие монетной чеканки и денежного обращения),
- источниковедение (исторические источники и методика их изучения),
- историография (становление и развитие исторической науки, методы, приемы исторического исследования).
Исторические источники, все, что создано человечеством, несет информацию о различных сторонах жизни и является основой для научного познания:
- вещественные – предметы материальной культуры(орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, оружие, одежда, украшения, монеты и др.), в том числе найденные археологами;
- письменные – рукописные и печатные источники (делятся на официальные (законодательные (указы, постановления, декреты), летописные (летописи, хроники, исторические повести), документальные (частные и государственные договоры,экономические или политические сделки и т.п.), дипломатическая, военная и статистическая документация) и неофициальные (мемуары, дневники, письма);
- изобразительные – наскальные рисунки, иконы, картины, плакаты и т.п.;
- этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки древнего быта различных народов;
- лингвистические – географические названия, личные имена и т.д.
- кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы, связанные с развитием техники.
Методы изучения истории Метод - совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания:
- сравнительный (сравнительно-исторический) - сопоставление исторических объектов и явлений в пространстве, во времени, выявление сходства и различия между ними (синхронное (одновременные явления) и диахронное (разновременные явления) сравнение;
- системный - раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов;
- типологический - классифицирует исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков;
- ретроспективный (историко-генетический) - выявляет причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры), обеспечивает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений);
- идеографический - описание исторических событий и явлений);
- синхронный - изучение различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявление сходства и различий между ними;
- проблемно-хронологический - изучение последовательности исторических событий во времени.
- принцип историзма как основной для исторической науки.
Методологические подходы исторического познания Методология - учение о способах исследования,освещения исторических фактов, научного познания:
- субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;
- географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш.Монтескье);
- рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;
- теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат деятельности мирового духа;
- эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории общества Э. Тейлор);
- марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальных благ (основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс, в России - Г.В. Плеханов);
- цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби).
Историография отечественной истории
- Татищев В.Н. (1686-1750) – родоначальник российской исторической науки, создал первый обобщающий обзор русской истории до XVII в. («История Российская с самых древнейших времен»в 5 тт.);
- Ломоносов М.В. (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположник антинорманской теории происхождения Древнерусского государства;
- Карамзин Н.М. (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории», автор 12-томной «Истории государства Российского»;
- Соловьев С.М. (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен»;
- Ключевский В.О. (1841-1911) – исследователь и популяризатор истории, автор «Курса русской истории»;
- Покровский М.Н. (1868-1932) – историк-большевик, родоначальник марксистской концепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.
|
|
|
|